НОВОСТИ


16
августа 2016 г.
вторник

В рамках исследовательских работ по тематике госзадания и выполнения поручений Федерального агентства лесного хозяйства, в первой декаде августа сотрудники отдела Лесоводства и лесоустройства ВНИИЛМ – заведующий Лабораторией лесоводства и управления лесами В.И. Желдак и заведующий Лабораторией лесоустройства и лесной таксации А.В. Жафяров провели рабочие встречи со специалистами органов управления лесным хозяйством в Тульской, Орловской, Белгородской и Курской областях.

Взаимодействие представителей лесной науки и практики в каждом регионе, как правило, проходило в два этапа: во-первых, обсуждение, в формате простого обмена мнениями или «круглого стола», действующих «Правил ухода за лесами», с учетом требований санитарной и пожарной безопасности в лесах, с выявлением обострившихся вопросов, требующих решения; второй этап – изучение непосредственно в лесу, на конкретных участках, результативности применения положений правил, которые необходимо изменить или корректировать.

Согласно действующему Лесному кодексу, защитные леса малолесных районов, где и проходили исследования, «подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями». Другими словами, эти леса должны поддерживаться в оптимально здоровом состоянии, эффективно выполняющими свои защитные функции, с одновременным использованием получаемой при рубках ухода древесины.

В то же время, по результатам проведенной работы сотрудниками института были сделаны выводы, подтверждающие необходимость совершенствования действующей нормативно-методической базы ухода за лесами. В частности, В. И. Желдак отметил, что в связи со спецификой лесорастительных условий, состава, меняющегося состояния лесов, в том числе, с ослаблением их по причине различных патологий, изменением гидрологического режима и действием других факторов, часто возникает необходимость выбора рубок ухода в более широком диапазоне, в том числе, обновления, переформирования насаждений и других видов, что не всегда обеспечивается действующими «Правилами ухода за лесами». К тому же, однозначное регламентирование смены поколений леса применением классических видов рубок – выборочных, постепенных – при установленных возрастах рубок нередко приводит почти к полной потере качества древесины вырубаемых нежелательных деревьев и не позволяет реализовывать предусмотренное законодательством сопутствующее пользование лесом.

В то же время, есть вероятность, что главная причина очень слабой потребности в сопутствующем (по Лесному Кодексу – «одновременным») использовании лесов – это отсутствие предприятий по переработке низкокачественной древесины, получаемой в процессе рубок ухода. Таким образом, проблема является комплексной, и для ее решения требуется разработка и реализация организационно-экономических мер развития в регионах промышленности по глубокой переработке древесины при условии совершенствования лесоводственного обеспечения мероприятий ухода за лесами, в том числе, создания лесных плантаций лесоводственными методами на основе НИР, осуществляемых отделом Лесоводства и лесоустройства ВНИИЛМ.

С 15 по 30 августа в Авиационном учебном центре пройдет первоначальная подготовка десантников-пожарных ПДПС ФБУ «Авиалесоохрана». Подготовку пройдет 31 курсант.

Программа обучения включает в себя изучение таких дисциплин как – «Охрана лесов и тушение лесных пожаров», «Лесопожарное оборудование и механизмы», «Основы топографии и ориентирования на местности», «Радиосвязь», «Документы, регламентирующие работы по авиационной охране лесов, поисковым и аварийно-спасательным работам», «Поисковые и аварийно-спасательные работы», «Медицинская подготовка», «Специальная морально-психологическая подготовка», а также прохождение физической подготовки.

Далее курсанты, успешно сдавшие экзамены и зачёты по теории и физподготовке, допускаются к наземной и воздушной тренировкам по спускам с вышки-тренажёра и вертолёта с использованием спускового устройства.

По результатам обучения будущие десантники-пожарные получат Свидетельство Авиационного учебного центра ФБУ «Авиалесоохрана» о прохождении курсов и Свидетельство десантника-пожарного.

Увеличение количества лесных пожаров в последние годы побуждает к более глубокому изучению причин их возникновения. Так, при анализе причин лесных пожаров, зафиксированных в 2016 году на землях лесного фонда Российской Федерации, выявилась следующая тенденция: лесные пожары, возникшие в результате нарушения гражданами требований пожарной безопасности в лесах, фиксируются на протяжении всего года, с пиком в весенний период, в летний период к ним добавляется значительное число пожаров, возникшее в результате гроз. Лесные пожары грозового происхождения появляются в статистике в апреле в незначительном количестве – 0,6%, набирают силу в мае – 5,4% и уже в июне составляют 39,4%. В июле грозы уже являются основной причиной лесных пожаров – 62%, а в первой декаде августа – 52,6%.

Такое распределение объясняется тем, что в весенний период основными причинами пожаров является нарушение правил пожарной безопасности населением, в первую очередь – игнорированием запрета на выжигание сухой растительности. Возникшие по этой причине лесные пожары составляют в марте 86,9%, в апреле 85,8%, в мае 80,9%.

В том числе можно выделить такие причины как «сельхозпалы», выжигание сухой травы и лесной подстилки в сельских поселениях и на дачных участках, сжигание мусора и начало массового отдыха граждан на природе, с пиком в период майских праздников.

По мере прогрева воздуха и высыхания лесной подстилки в северных районах Сибири и Дальнего Востока, в статистике начинают фигурировать пожары грозового происхождения. Увеличение их числа четко коррелирует с повышением среднесуточных температур и уменьшением количества выпадающих осадков, что объясняется действием масштабного Аравийского антициклона, нагнетающего нагретый воздух на территорию Сибири с юга.

По данным метеонаблюдений, в 2016 году на территории России значительно увеличилось количество гроз, в том числе внутримассового характера, при которых не происходит выпадения осадков, или они выпадают в незначительном количестве, часто люди их называют «сухим». В среднем, превышение средних многолетних показателей по количеству дней с грозами колеблется в диапазоне от 11% до 26%.

Эксперты Росгидромета увязывают такое усиление грозовой активности с изменениями климата и с усилением солнечной активности, с процессами антропогенной трансформации подстилающей поверхности обширных территорий, и прогнозируют дальнейшее её усиление – гроз будет становиться все больше. Также наблюдателями отмечается увеличение процентного соотношения внутримассовых гроз, повышающих вероятность лесных пожаров.

Ситуация осложняется тем, что большая часть лесных пожаров грозового происхождения возникает в малонаселенных и труднодоступных таежных районах Сибири и Дальнего Востока. Именно на таких территориях и регистрируются наиболее масштабные пожары – и масштабные они именно потому, что там нет ни дорог, ни населения.

К этой категории можно отнести северные территории Дальнего Востока и Сибири – большую часть территории Республики Саха (Якутия), северную часть Хабаровского края, Амурскую область, Магаданскую область, Чукотский автономный округ, север Иркутской области, почти весь Красноярский край, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа.

Ямало-Ненецкий автономный округ лидирует по лесным пожарам возникшим от гроз, их доля составляет 99,4% от всех пожаров в этом регионе. На втором месте по этому показателю Чукотский автономный округ – 94,1%, на третьем – Ханты-Мансийский АО (ЮГРА), 87,5%. На четвертом месте – Магаданская область с 67,1%.

На эти регионы приходится большая часть – 58% – территории России, большая часть российских лесов и при этом – всего 8% населения, 10,7 млн. человек. Стоимость тушения масштабных лесных пожаров в удаленных и труднодоступных районах этих регионов превышает возможности российского бюджета в разы и десятки раз.

Малонаселенность просторов Сибири и Дальнего Востока просто поражают – на 6,17 млн. км2 Дальневосточного федерального округа у нас всего 6,19 млн. человек населения – 1 человек на квадратный километр. И большая часть этого населения – на юге региона, в Хабаровском и Приморском краях. Почти такая же картина в Сибирском федеральном округе – на 5,14 млн. км2 только 19,3 млн. человек населения. И основная часть населения – вблизи Транссиба, в южной части региона. А севернее – бескрайняя тайга, сопки, болота, реки и полное отсутствие дорог, аэродромов, населенных пунктов. Стоимость тушения в таких районах превышает возможности нашего бюджета в разы и десятки раз, когда каждый литр воды мы вынуждены доставлять вертолетом – она становится «золотой».

«За Уралом картина принципиально иная, нежели в европейской части России – так как плотность населения низкая, то соотношение антропогенных факторов и природного несколько иное. В регионах Сибири, где сейчас все горит, молнии дают от 30% до 50% лесных пожаров. При этом необходимо учитывать, что если причиной пожара является человек, то такой пожар возникает вблизи дорог, вблизи населённых пунктов – в тех местах, где они заметны, где к ним можно подъехать и они достаточно быстро тушатся. Пожары грозового происхождения зачастую возникают в удаленных труднодоступных местах – пока до них доберутся лесопожарные силы, они успевают принять большой масштаб. Поэтому пожары грозового происхождения в результате суммарно охватывают большие площади и наносят больший ущерб, чем пожары антропогенного происхождения»,– комментирует заведующий кафедрой охраны лесов от пожаров Всероссийского института повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства кандидат сельскохозяйственных наук Николай Коршунов.

Представители различных общественных экологических организаций регулярно требуют от Правительства РФ принять меры для обязательного тушения всех лесных пожаров в этих малонаселенных регионах, не задумываясь о стоимости таких работ и осмысленности их выполнения.

«Тут вопрос технологический – а способны ли мы эти пожары тушить? Даже в советское время было примерно 30% лесного фонда, которые были в принципе недоступны. Разворачивать там тушение на больших площадях – никаких денег не хватит. Поэтому сейчас у Рослесхоза такая позиция – мы на этих территориях за пожарами наблюдаем, и только в исключительных случаях, если они начинают чему-нибудь угрожать – тушим. Эту ситуацию не смогли переломить даже в богатое советское время. Аналогичная практика существует в Канаде и в США – есть ряд территорий, где по технологическим причинам невозможно активное тушение всех лесных пожаров. Это чисто технологические и экономические причины», – комментирует Николай Коршунов.

Наиболее сложная пожарная остановка на значительной части Европейской территории России ожидается в августе. Четвертый-пятый классы пожарной опасности ожидается в Северо-Западном, Приволжском, Центральном и Южном федеральных округах. Сложная пожарная остановка ожидается в августе также и на Азиатской территории страны. Прогнозируемые четвертые и пятые классы пожарной опасности ожидается в Красноярском крае, Томской области, Республики Саха, Иркутской, Бурятии, Читинской области, Чукотском АО. Ситуация не особо будет отличаться от июльской.

«Сложная пожарная остановка в сентябре сохранится в отдельных районах Российской Федерации. Естественно, сентябрь более благоприятный с точки зрения пожарной опасности, но тем не менее на Европейской территории сложная пожарная обстановка будет на юге Приволжского ФО, на юге Центрального ФО, на востоке Южного ФО, в Волгоградской и Астраханской областях, в Республике Калмыкия, в южной части Уральского федерального округа. На Азиатской территории России сложная пожарная остановка сохраниться в сентябре в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, на территории Хабаровского и Приморского краёв.

Такие высокие показатели классов пожарной опасности в августе-сентябре прежде всего связаны с возникновением и повышенной повторяемости блокирующего антициклона над центральной частью Сибири, приводящие к периодам сухой и жаркой погоды», - комментирует прогнозы врио руководителя Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Игорь Шумаков.

«Основной причиной возникновения лесных пожаров остается антропогенный фактор – в пик весенней горимости по вине граждан возникало 65,1% лесных пожаров. В летний период ситуация осложняется погодными условиями – грозы стали причиной 50% пожаров, и остальные 50% возникли в результате антропогенного фактора.

Невыполнение или несвоевременное выполнение профилактических противопожарных мероприятий, а также несвоевременное обнаружение очагов возгораний, несвоевременное принятие мер по их ликвидации, неэффективное управление силами пожаротушения, искажение информации о их масштабе, приводят к многократному увеличению площадей лесных пожаров и, как следствие, затрат на их тушение. Отсюда же проистекает и уменьшение количества привлеченных к тушению сил. Людей и техники лесопожарных служб в такой сложной лесопожарной обстановке, как в этом году, например, недостаточно. Власти субъектов должны оперативно вводить режим ЧС на региональном уровне и привлекать силы и средства системы РСЧС», – комментирует ситуацию с лесными пожарами Заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации – руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик.


ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International